Субота, 23 Лис 2024, 2:40 PM
Вітаю Вас Гость | RSS
Головна
Меню сайту
Методичний портал
Перлини мудрості
Афоризми
Статистика

Онлайн всього: 13
Гостей: 13
Користувачів: 0
Форма входу

Головна » 2014 » Серпень » 1 » Теперь даже в колледж можно будет поступить только с помощью тестирования
10:01 AM
Теперь даже в колледж можно будет поступить только с помощью тестирования

Інтерв’ю першого заступника Міністра освіти і науки Інни Совсун газеті «Факты и комментарии» від 04.07.2014

Первый заместитель министра образования Инна Совсун рассказала «ФАКТАМ» об особенностях принятого Верховной Радой Украины Закона «О высшем образовании».

О том, что систему высшего образования в Украине нужно радикально реформировать, в Министерстве образования говорили уже давно. Чиновники разрабатывали сразу несколько законопроектов, ни один из которых по разным причинам так и не был принят. С некоторыми предложениями не соглашались преподаватели, другие наотрез отказывались принимать студенты. И только на днях Верховная Рада Украины наконец приняла Закон «О высшем образовании». Несмотря на то что закон называют радикальным, прописанные в нем новшества встретили одобрение среди многих учащихся. Другие студенты пока не знают, радоваться или нет: слышали только, что «теперь наша система обучения станет больше похожей на западную». Так что же все-таки предусматривает новый закон? Об этом «ФАКТАМ» рассказала первый заместитель министра образования Инна Совсун, принимавшая участие в его разработке.

— Читая комментарии в социальных сетях, нельзя не заметить, что студенты волнуются, — говорит Инна Совсун. — Первый вопрос, который сейчас их беспокоит: когда новый закон вступит в силу? Хочу всех успокоить — изменения будут внедряться постепенно. На введение некоторых новшеств и вовсе потребуется несколько лет. Когда речь идет об изменении всех учебных планов, сделать это быстро невозможно.

— То есть студенты будут учиться по новым программам?

— Все поменяется как для студентов, так и для преподавателей. Не зря говорят, что новый закон приблизит нашу систему образования к европейской. Это правда. Первое радикальное новшество — нагрузки на студентов и преподавателей значительно уменьшатся. Все, кто учился в европейских странах или хотя бы общался с тамошними студентами, знают: на Западе студент не может изучать одиннадцать дисциплин за семестр. Там учат четыре — максимум пять предметов. Моя подруга, которая училась в Швеции, и вовсе изучала один предмет в семестр. Но учила его не поверхностно, а очень углубленно. Если речь идет о высшем образовании, так и должно быть. Поэтому студенты, которые поступят в вузы в 2015 году, будут изучать не больше шести предметов в семестр.

— Сейчас на первом и втором курсах студенты могут изучать и пятнадцать предметов, многие из которых учили в школе…

— И это неправильно. В школе у них на это было больше времени. Что же мы видим в университетах? Тот же курс истории Украины студентов пытаются заставить пройти за семестр. Если вникать в предмет, а не изучать его поверхностно, за полгода выучить курс истории Украины абсолютно невозможно. Какой тогда смысл навязывать студентам так много общеобразовательных предметов? Теперь такого не будет. Соответственно, нагрузка на учащихся станет меньше.

— И на преподавателей тоже?

— Естественно. У нас учебная нагрузка на преподавателя составляет 900 часов в год. Для сравнения: в Европе и в Америке — не больше 300 часов. В наших условиях ни о какой научной деятельности не может быть и речи. А ведь преподаватель должен развиваться, получать научную степень, писать диссертации. Кстати, урезав преподавателю количество часов, мы ни в коем случае не станем урезать ему зарплату. Это положение тоже зафиксировано в новом законе.

— Еще там сказано, что студенты получат право самостоятельно выбирать предметы, которые хотят изучать.

— Выбирать они смогут 25 процентов дисциплин от общего количества. Например, если студент изучает шесть предметов в семестр, две дисциплины он может выбрать самостоятельно. Это еще не совсем так, как в университетах Англии и Германии (там учащиеся выбирают сами большинство предметов), но уже ближе к европейской системе обучения. Конечно, многим университетским методистам, привыкшим составлять для всех студентов курса одинаковое расписание, это новшество не понравилось. Они пока не понимают, как его воплотить в жизнь. «Мы не сможем полностью поменять систему», — возмущаются. Но на самом деле в этом нет ничего сверхъестественного. Например, в Киево-Могилянской академии значительную часть предметов студенты выбирают сами. И методисты прекрасно с этим справляются!

— В предыдущие годы ректоры нескольких университетов заявляли, что тоже предоставляют студентам право выбора. Но, как потом рассказывали учащиеся, их все равно настойчиво просили выбрать нужный предмет — дескать, ради двух-трех человек, выбравших другую дисциплину, преподаватель работать не будет. Что если ситуация повторится?

— Мы не можем это исключать. Но здесь уже все зависит от самих студентов. В новом законе четко прописано, что они имеют право выбирать дисциплины. И студенты должны на этом настаивать! Хочешь учить испанский, а не немецкий, как все остальные? Не молчи, пиши заявление, а если не поможет — жалуйся в управление образования. Более того, преподаватель сам должен быть заинтересован в том, чтобы студенты выбирали его курс.

— Но этого может не захотеть руководство университета.

— Да. Тем не менее преподаватели и студенты должны бороться за свои права. Иначе, какие бы законы мы ни принимали, система не изменится.

— В законе написано, что университеты получат финансовую автономию. Что имеется в виду?

— Вузы получат право самостоятельно распоряжаться деньгами, которые они зарабатывают благодаря научной деятельности и студентам-контрактникам. Раньше все средства шли в государственную казну, и это создавало много проблем. Например, вуз участвует в европейском научном проекте. Естественно, получает деньги на реализацию этого проекта, которыми, по идее, должен распоряжаться. Деньги поступают в казначейство, где и остаются. Для реализации проекта ректору нужно купить оборудование, отправить людей в командировку. Но он… получает отказ. На каком, спрашивается, основании, если это деньги университета? В результате вуз «проваливает» проект. С принятием нового закона все будет по-другому. Теперь деньги университета будут лежать на счету в государственном банке и вуз сможет самостоятельно ими распоряжаться.

— Но если руководители вузов начнут злоупотреблять? Например, захотят потратить деньги на что-нибудь, кроме научной деятельности?

— Контроль со стороны финансовой инспекции никто не отменял. Даже имея доступ к счетам в банке, руководители университетов обязаны будут отчитаться за каждую копейку. Более того, теперь финансовые отчеты будут не просто передавать в фининспекцию, но и публиковать на сайте университета. Раньше финансовые дела каждого вуза были тайной, покрытой мраком, даже для сотрудников. Спросите у преподавателя, видел ли он когда-нибудь финансовый отчет своего университета? Да он даже не представляет, как выглядит этот отчет! А теперь каждый сможет зайти на сайт и посмотреть, рационально ли используются средства. То же самое смогут сделать, кстати, и студенты.

— А что значит академическая автономия?

— Закон дает университетам возможность самостоятельно формировать программы обучения. До сих пор все программы утверждались в Министерстве образования и университеты должны были безоговорочно их придерживаться. Теперь руководство вуза может по собственной инициативе изменить какие-то предметы на том или ином курсе. Еще вузы получат больше прав на разработку научных программ. Научная и исследовательская деятельность только приветствуется.

— Научные степени тоже изменятся?

— Да. Например, не будет степени специалиста. Сейчас, заканчивая бакалаврат (четыре года обучения), студент поступает либо на магистра, либо на специалиста. Степень магистра дает право поступать в аспирантуру. С принятием нового закона степень специалиста будет упразднена. Дипломы тех, кто уже получил или сейчас получает уровень специалиста, приравняют к дипломам магистров. Кстати, аспирантуры как таковой тоже не будет. Теперь у нас, как в европейских странах, будут такие научные степени: бакалавр — магистр — доктор философии — доктор наук. Магистр может получить степень доктора философии.

— То есть вместо кандидата наук вводится научная степень доктор философии. Но в чем отличие? Будет другая программа?

— Абсолютно. Вместо трех лет обучения — четыре, и по гораздо более углубленной программе. Это сделано не ради названия: новшество действительно улучшит качество образования. Программы, по которым будут получать степень доктора философии, уже разрабатываются. Кстати, и защита диссертаций станет гораздо более открытой процедурой. На защитах сможет присутствовать любой человек, кроме того, появится возможность фиксировать процесс на видеокамеру. А тексты диссертаций потом будут публиковаться на сайтах университетов. Это не только сделает процедуру более открытой, но и поможет бороться с плагиатом.

— Закон ликвидирует уровень младшего специалиста (до сих пор младшими специалистами становились выпускники колледжа). Его тоже чем-то заменят?

— Не совсем. Младших специалистов больше действительно не будет. До сих пор поступление в колледж было прекрасной возможностью обойти внешнее независимое тестирование. Многие школьники этим пользовались: ушел из школы после девятого класса, поступил в колледж и, отучившись два года, сразу поступил на второй курс университета. Теперь избежать тестирования не получится. Колледжи останутся, но поступить в них можно будет только после окончания одиннадцатого класса с помощью внешнего независимого тестирования. Учиться в колледже, как и прежде, нужно будет два года. Окончив подобное учебное заведение, выпускник станет младшим бакалавром.

— То есть после девятого класса можно будет поступать только в профтехучилища?

— Да. Но, как известно, из профтехучилища поступить в вуз без внешнего оценивания невозможно. Поэтому тестирование придется сдавать в любом случае. Кроме того, в законе написано, что при поступлении будет учитываться средний балл аттестата. Но законом уменьшена его роль. Если раньше за аттестат можно было получить двести баллов, то теперь не больше шестидесяти. Это вполне обоснованно, ведь нельзя сравнивать аттестаты сельской общеобразовательной школы и киевского специализированного лицея.

— Новый закон дал студентам надежду на повышение стипендии…

— Теперь минимальная стипендия не может быть меньше прожиточного минимума. Сейчас студенты получают от 730 до 830 гривен при том, что прожиточный минимум в стране — 1218 гривен. Кстати, количество студентов, которые будут получать стипендию, тоже увеличится. До сих пор на нее могут претендовать только отличники. С принятием закона государство будет выплачивать деньги не менее чем двум третям студентов-бюджетников каждого курса.

— Студентов это, конечно, порадовало. А вот ректоры некоторых университетов законом недовольны.

— Это и неудивительно, ведь там есть одно очень невыгодное для них новшество. Теперь ни один ректор не сможет занимать свою должность больше двух сроков. Конечно, людей, которые сидят в этих должностях больше тридцати лет и прекрасно себя чувствуют, это не устраивает. Но ротации необходимы. Бывший президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий, который сам отказался от этой должности, говорил: «У нас на территории студгородка была яма. Я сколько был ректором, столько ходил и думал: нужно убрать эту яму, она создает массу неудобств. Но все никак не доходили руки. А в какой-то момент поймал себя на мысли, что перестал замечать эту яму. То есть к некоторым проблемам я настолько привык, что перестал их замечать. А это неправильно». Так и есть. Даже если у ректора самые лучшие намерения, на каком-то этапе он перестанет замечать проблемы, а значит, их никто не будет решать. Что уж говорить о тех ректорах, которые держатся за кресло только для того, чтобы обеспечить себе финансовую стабильность.

Кстати, выборы ректора тоже будут проходить по-другому. До сих пор руководителя вуза выбирали так называемые делегаты, имеющие звание профессора. Теперь в выборах будут участвовать абсолютно все преподаватели и представители студенческого самоуправления. А баллотироваться на должность ректора смогут не только профессора, но и доценты с кандидатской степенью. И пускай это новшество многим не нравится, оно справедливо.

Екатерина Копанева

Джерело: http://mon.gov.ua/ua/comments/34920-teper-dagee-v-kolledge-mogeno-budet-postupit-tolko-s-pomoschyu-testirovaniya

Категорія: Новини освіти | Переглядів: 777 | Додав: ZAVRMK | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Календар
«  Серпень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Календар подій
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Цей день в історії
Архів записів

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтів - uCoz