Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой – привить ему уважение к другим культурам.
(Доклад Международной комиссии по образованию для ХХІ века)
17 октября 2014 года в Утконосовской общеобразовательной школе І-ІІІ ст. состоялось заседание проблемной группы учителей русского языка по теме «РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ, КЛАССАХ С УКРАИНСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ». Цель семинара-практикума - ознакомить учителей с современными подходами к обеспечению и реализации социокультурного аспекта обучения учащихся русскому языку.
Участникам семинара было предложено выступление в форме презентации «Лингвокультурологическая работа на уроках русского языка как одно из направлений формирования коммуникативной компетентности» методиста по учебным дисциплинам Измаильского РМК Журавель М.И, которая отметила, что хорошее владение русским языком – важный показатель образованности и культуры человека. Процесс этот длительный и сложный. Далеко не всем обучающимся он дается с легкостью. Что необходимо, чтобы дети с радостью шли на наши уроки и окрыленными уходили с них? Достаточно ли сегодня учителю просто хорошо знать свой предмет? Творчески работающий учитель на все эти вопросы даст отрицательный ответ. Успех каждого отдельного урока и процесса обучения в целом зависит от того, насколько правильно и умело учитель сможет активизировать познавательные способности своих учеников. Учитель, стремящийся формировать ключевые компетенции, активизировать познавательную деятельность учащихся не просто использует новые приемы и технологии обучения, но работает и на переориентацию ученика: учебный труд для него должен превратиться в любимое занятие. Главный критерий урока – включенность в работу всех учащихся на уровне их потенциальных возможностей. Основной задачей обучения русскому языку в школах Украины является формирование коммуникативной компетентности учащихся, что предполагает овладение русским языком как средством общения, познания, планирования и организации самостоятельной деятельности; эмоционально-эстетического и нравственного воспитания; приобщения к богатствам русской культуры, формирования навыков толерантного межнационального общения. Одним из актуальных направлений в изучении русского языка является лингвокультурологический подход, который дает возможность обеспечения эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности и изучения языка в широком культурном контексте. Наряду с компетенцией коммуникативной (решение коммуникативных задач с помощью языка, культура общения, речевая культура) не вызывает сомнения необходимость формирования лингвокультурологической компетенции (осознание языка как феномена культуры, культурно-исторической среды, национальной специфики языковой картины мира, национально-культурного компонента значения языковых единиц).
Ознакомившись с теорией вопроса, учителя русского языка школ с украинским, молдавским языком обучения побывали на уроке русского языка в 6 классе (учитель Боурош Е.Г.). В ходе урока учащиеся показали достаточное владение русским языком на коммуникативном уровне. В ходе анализа урока учителям школ района были даны рекомендации по применению различных видов работ. Представленные виды работы с культурно значимыми текстами на уроках русского языка способствуют не только получению информации о стране изучаемого языка, но и формированию коммуникативной компетентности, расширению словарного запаса и кругозора учащихся, развитию памяти и внимания, прививают интерес к изучению русского языка, к культуре русского народа.
|